Является ли язычество религией?

Является ли язычество религией?

Слово "религия" у большинства обывателей вызывает стойкие ассоциации с так называемыми мировыми религиями, в первую очередь с христианством и исламом. Часть обывателей, называющие себя язычниками, склонны связывать со словом "религия" всё то, что им не нравится в христианстве, превращая это понятие в некую химеру. От которой потом отрекаются, заявляя, что вот это всё - религия, а у нас-де не религия, т.к. у нас тут всё по-другому. Отсюда вопрос: мы пользуемся термином ради его прямого значения, или же ради противопоставления своих убеждений нелюбимому многими язычниками христианству? Очевидно, что второе, и совершенно зря.

Зря, во-первых в силу самой идеи противопоставления вплоть до враждебности, столь часто и яро используемой язычниками, что создается впечатление будто это и есть основная концепция в частности Родноверия и Асатру. Будто язычники в России существуют лишь ради того, чтобы бороться с христианами, а все остальные элементы древней веры служат лишь этой цели. Разве традиционная вера не самодостаточна, и для ее существования необходимы противники, за счет которых она должна самоутверждаться? Разве принципы Асатру и Родноверия предполагают позицию «терпилы», униженного и попираемого «мировыми религиями»? Если нет, то язычникам следует избегать противопоставлений, перестав кивать на христианство, начать заниматься собой и выстраиванием собственных позиций в обществе, основанных на самодостаточности, чистоте идей и твердости убеждений. Часто наблюдаемая в сети и реале воодушевленная поддержка язычниками заявлений, противопоставляющих и нередко откровенно враждебных по отношению к «мировым религиям», ведет не к укреплению позиций современного язычества, а совсем наоборот — к его дальнейшей маргинализации, с превращением в деструктивную политическую идеологию. К сожалению, современные языческие деятели, стяжающие себе популярность такими заявлениями, этого не понимают. Хочется верить, что всего лишь не понимают, а не добиваются таких результатов намеренно.

Зря во-вторых потому, что подобные подмены понятий культивируют невежество в языческих кругах, где образование значительной части контингента и без того, к сожалению, оставляет желать лучшего. Часто говорят «у них религия, а у нас — вера». Попробуем же разобраться в значениях терминов.

Ве́ра — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ).

Но только ли вера в существование божественных сил составляет язычество? Просто верить — наверное возможно, но вера, если она есть, как правило определяет основанное на ней сознание, мировоззрение, а оно, в свою очередь, — поведение, порождающее определенные отношения, как с единоверцами, так и с иноверцами. Обычно язычество и преподносится как основанное на вере сознание, со своим миропониманием, моральными нормами, элементами культа и общественным взаимодействием. Вера, таким образом, — основа язычества, но далеко не всё язычество. По крайней мере большинство язычников стремятся к использованию культовой атрибутики, совершению обрядовых действий, общению, в конце концов - к использованию определенных, языческих по их мнению, моральных ориентиров.
Именно их таких элементов состоит понятие, обозначаемое термином «религия»:

Рели́гия 
организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ).
особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (Елена Казарина, «Религия»— статья из энциклопедии «Кругосвет») 

К сожалению, большинство современных язычников под религией имеет в виду не вышеописанное, а то, что называется каноном и присуще «мировым религиям»: 
Кано́н (греч. κανών) — неизменная (консервативная) традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность законов, норм и правил в различных сферах деятельности и жизни человека. 

Таким образом, язычество, если иметь в виду не только модное самоназвание, имеет все определяемые наукой признаки религии, а именно:
- религиозное сознание (вера и мировоззрение) 
- религиозная деятельность (модель поведения и культ)
- религиозные отношения (взаимодействие с единоверцами и иноверцами)
- религиозные организации (языческие общины).

В силу этого язычество не только имеет все права, но и должно называться религией. А язычникам следует избавляться от стереотипов, связывающих со словом «религия» нелюбимые черты «мировых религий», подобно глупой собаке, рычащей на палку, а не на замахивающегося ей. Асатру, славянское, финно-угорское и любое другое язычество на территории нашей страны — это не маргинальные идеологии, а религии, имеющие, наряду с другими религиями, такое же право не только на существование, но и на серьезное, уважительное отношение, со стороны как общества, так и своих последователей. Религии, но не такие, как «мировые», с их нелестными для язычника чертами, а совершенно другие, и совсем не обязанные быть похожими на «мировые» или какие-нибудь еще.

(с) Сигвальд, 2013 г.