Основы вероучения Асатру. Общие сведения

1. Общие сведения

1.1. Что такое Асатру (Трот)?

Асатру (Трот) – это современное название древней германо-скандинавской политеистической религии, в дохристианский период распространенной на территории современной Европы от Франции до северо-запада России. Корни этой религии следует искать в древнейшей истории европейских народов. В период своего расцвета она являлась религией населения древней Скандинавии, вплоть до христианизации этих территорий, поэтому в Асатру используется в основном древнескандинавская терминология.

 1.2. Название

Слово «Трот» (troth) заимствовано из древнеанглийского языка и означает «верность, преданность», подразумевая верность и преданность богам.

Иное наименование нашей религии – «Асатру». Слово «Асатру» (ásatrú) наиболее употребимо и происходит от древнеисландских слов áss – букв. «бог» и trú – «вера, доверие». Таким образом, «Асатру» - это «вера в богов» или «доверие богам».

 

Последователи Асатру называют себя «асатруа», что в переводе с древнеисландского языка означает «верный асам». В русском языке для обозначения последователя Асатру (Трота) равнозначно употребляются слова «верный, верные». Вместе с тем в отношении лиц, исповедующих иную религию, не употребляется понятие “неверные”. Наименования «Трот» и «Асатру» являются равнозначными.

 

1.3. Источники

Поскольку прямая передача религии Асатру (Трота) от одного поколения верующих другому была прервана в эпоху средневековья, источниками знаний об этой религии являются:

- сохранившиеся литературные источники, содержащие сведения о мифологии, героическом эпосе и элементах религиозного культа. Среди них такие как “Старшая Эдда”, “Младшая Эдда”, саги, фольклор и прочие литературные источники германского и скандинавского происхождения;

- научные данные об истории, культуре, языке и других областях жизни народов, исповедовавших ее в древности (древние германцы и скандинавы).

 

При этом Асатру (Трот) не имеет священных книг. Такие литературные источники, как “Старшая Эдда” и “Младшая Эдда” являются наиболее авторитетными, но не рассматриваются как священные или боговдохновенные.

 

1.4. История

Зачатки представлений, позднее сложившиеся в религиозную систему, называемую сегодня Асатру (Трот), появились ещё на ранних этапах истории человечества. Тысячелетиями они развивались органично и естественно вместе с развитием самих народов, принимая разные формы в зависимости от множества обстоятельств, в которых оказывались предки современных европейцев. Так, наскальное изображение божества, имеющего некоторые черты Одина, верховного бога Асатру (Трота), датируется эпохой бронзового века (около 2000 лет до н.э.), а некоторые исследователи называют период около 4000 лет до н.э. эпохой возникновения культа Ванов (богов плодородия).

Однако древнейшим дошедшим до нас письменным источником мифологии и эпоса Асатру является «Старшая Эдда». Доподлинно неизвестно, кем и когда был составлен этот сборник стихотворных произведений, песни его датируются различными периодами и скорее всего до их записи много веков существовали в устной традиции, но в совокупности они рисуют нам выразительные картины космогонии, эсхатологии, мифологии, героических событий и “мудрости житейской” германских и скандинавских народов.

Второй по значимости письменный источник современных знаний Асатру — «Младшая Эдда», также называемая «Эдда Снорри», по имени ее составителя, Снорри Стурлусона. В ней можно выделить две части, первая из которых содержит описание основных мифологических представлений древних скандинавов, нередко ссылаясь на тексты «Старшей Эдды». Вторая часть «Младшей Эдды» представляет собой учебник по древнему искусству поэзии скальдов, содержащий также немало ценных сведений о мифологии Асатру. «Младшая Эдда» была составлена в третьем десятилетии XIII в. При этом цель труда, написанного уже в эпоху победившего христианского мировоззрения, была в основном просветительской: Снорри знал, любил и пытался сохранить вытесняемую новыми веяниями культуру предков. В это время древняя вера уже не практиковалась, по крайней мере открыто, проявления “веры предков” подвергались гонениям. Впрочем, это не означает, что древняя вера была начисто забыта: многие ее понятия были переосмыслены с христианской точки зрения, а порою и просто переименованы на христианский лад, без изменения своей сути. Немало преданий о сверхъестественных существах дожили до наших дней, сохранённые народной памятью. Даже в современном европейском христианстве сохранилось немало унаследованных издревле обычаев и обрядов. Тем не менее, концом эпохи открытого исповедания древней веры принято считать разрушение знаменитого языческого храма в Упсале (Швеция), произошедшее около 1100 года.

Началом возрождения традиционного мировоззрения можно считать уже упомянутый выше факт нахождения рукописи «Старшей Эдды». Примерно в ту же эпоху начинается период повышенного интереса к древнегерманской мифологии как ученых, так и широкой публики. Позже, в 1697 году, впервые был опубликован выдающийся литературный и исторический памятник Севера - собрание саг о норвежских конунгах, составленное тем же Снорри - «Круг Земной». В 1787 году начинается подготовка к первому книжному изданию «Старшей Эдды». Эта работа велась до 1828 года при непосредственном участии Якоба Гримма, старшего из братьев, знаменитых своим сборником древних сказок, являющих собой ни что иное как заботливо сохраненные в фольклоре древние представления. Якобу Гримму принадлежит также фундаментальный труд «Германская мифология» (1835).

Дальнейшее возвращение духа древней веры происходит уже не только в науке, но и в искусстве. Немецкий композитор Рихард Вагнер с 1854 по 1874 гг. сочиняет и ставит «Кольцо Нибелунга» - оперную тетралогию по мотивам одной из величественнейших германских легенд, норвежский художник Теодор Киттельзен отражает в своих картинах сохранившуюся народную веру в сверхъестественных существ, одушевленность природы - это, пожалуй, ярчайшие из многих фактов проявления традиционной религии в европейском искусстве конца IXX - начала XX века.

Возрождение Асатру считается состоявшимся с 1972 года, когда исландец Свейнбьерн Бейнтейнссон основал первую общину Асатру (Ásatrúarfélagið) в Исландии - европейской стране, одной из последних подвергшейся христианизации. С 1973 году Асатру (Трот) в этой стране существует как легальная религия.

В том же 1973 году Стивен Макналлен основывает Свободное Собрание Асатру в США. В 1980 г. известный исследователь Эдред Торссон основывает международную организацию «Рунная Гильдия». В 1988 году в США создается «The Troth» (Трот), ныне представляющая собой значительное и разветвлённое объединение. В период с 1994 по 1999 год организации Асатру (Трота) возникают в скандинавских странах.

В настоящее время организации Асатру (Трота) существуют практически во всех странах мира с преобладающим европейским населением.

Первая группа Верных на территории России была организована в 2004 году в г.Санкт-Петербурге. С тех пор количество приверженцев Асатру (Трота) постоянно растет в различных регионах РФ и ближнего зарубежья, но попыток легализации религиозных объединений Асатру до сих пор не предпринималось.