Основы вероучения Асатру. Основные религиозные концепции

2. Основные религиозные концепции

2.1. Боги

Асатруа верят, что бытие во всем своем многообразии является проявлением многообразия божественных сил. Боги, олицетворяющие эти силы, являются самостоятельными личностями, каждый со своими функциями, атрибутами, различными качествами характера и сферой влияния. Человеческие судьбы тесно связаны с судьбами богов, а совершаемые человеком поступки когда-то уже были совершены богами. Боги живут, женятся, рожают детей, умирают, ссорятся и мирятся, решают различные проблемы, при том ни они, ни совершаемые ими поступки не могут быть однозначно охарактеризованы как исключительно негативные или позитивные. В их божественной сущности мы видим доступное нам отражение сложной системы взаимоотношений человека с природой и себе подобными, построенное на многообразии человеческих чувств, амбиций и устремлений. В многообразии божественных сил каждому асатруа может найтись один или несколько покровителей или примеров для подражания по его характеру и роду деятельности. При этом особое предпочтение одному или нескольким божествам не отменяет почитание остальных.

 

Пантеон Асатру (Трота) состоит из нескольких видов божеств. Среди таковых:

Турсы - древнейшие боги, называемые также великанами, наиболее связанные с силами неживой природы;

Ваны - божества живой природы и плодородия;

Асы - боги людей и мирового порядка;

Альвы - обожествленные предки и региональные божества.

Кроме названных, в мифологии Асатру (Трота) существуют “младшие” боги, такие как Дисы, Фюльгьи, Дверги и прочие сверхъестественные сущности.

Точное количество божеств Асатру (Трота) не поддается однозначной оценке. Богами, наиболее почитаемыми в Асатру (Троте), в большинстве случаев являются Асы, имеющие наибольшее влияние на личность человека и его взаимоотношения с обществом. Например, Один - верховный бог пантеона, Тор, Тюр, Хеймдалль, Бальдр, Форсети, Локи, а также богини - Фригг, Эйр, Гевьон, Сага, Снотра и т.д.

Среди Ванов наибольшим влиянием на судьбы людей обладают Ньёрд, Фрейр, Фрейя.

Некоторые верные чтят Турсов, таких как Трюм, Скади, Герд, морского великана Эгира и его супругу Ран, божеств солнца и месяца – Соль и Мани, дня и ночи - Дага и Нотт, Норн - богинь судьбы.

 

2.2. Мироустройство

Привычный человеку мир в представлениях асатруа является средним миром (Мидгард - срединная земля). Выше Мидгарда (на небесах) находится мир богов, ниже (под землёй) - мир мертвых, а вокруг него - внешние миры: Йотунхейм - обиталище Турсов, а также миры огня (Муспельхейм) и холода (Нифльхейм).

Основой Вселенной служит Мировое Древо - ясень по имени Лерад или Иггдрасиль, растущий сквозь все миры.

Обиталища различных божеств расположены в различных частях Вселенной, за пределами мира людей - Мидгарда. Так, Асы, Ваны и Альвы живут на небесах вместе с некоторыми из наиболее достойных умерших людей. Дверги, называемые также “Темные Альвы”, живут в подземном мире, там же расположено и царство мертвых Хель. Обычный человек не может при жизни физически пересечь границ Мидгарда и проникнуть в другие миры.

 

2.3. Возникновение мира

Обитаемый людьми мир (Мидгард) был создан богами-Асами во главе с Одином из частей тела убитого ими первосущества - великана Имира, в свою очередь появившегося в результате ряда космических процессов, проистекавших естественно, т.е. без вмешательства чьей-либо воли. Подробно космогония Асатру (Трота) описывается в произведении “Видение Гюльви”, являющемся частью “Младшей Эдды”.

 

2.4. Происхождение человека

Согласно мифологическим текстам (“Старшая Эдда”, “Младшая Эдда”), боги, некогда создавшие Мидгард, создали из деревьев и первых мужчину и женщину: Аска и Эмблу.

 

2.5. Взаимоотношения с богами

Божественный пантеон Асатру (Трота) воспринимается как совокупность одновременно внешних сил, составляющих окружение человека, и аспектов его собственной личности, сил его внутреннего мира. Гармоничное взаимодействие с божественными силами означает раскрытие соответствующих им аспектов личности во внутреннем мире и следование принципам, определяемым этими силами, в мире внешнем.

В Асатру (Троте) понятие «веры в богов» специфично. Помимо веры в существование богов и их способность влиять на человеческую жизнь, слово «вера» подразумевает ещё и нечто вроде взаимного договора между богами и людьми, позволяющего людям гармонично сосуществовать с природой и себе подобными. Таким образом, понятия “вера” и “верность” в Асатру (Троте) практически идентичны. Причастность к этому договору поддерживается у верующих в экзотерическом смысле посредством всевозможных обрядов, которые могут быть направлены на укрепление связей с богами, осознание божественных законов бытия, снискание божественной поддержки решений и действий, вопрошение воли богов и т.п. Духовность же асатруа составляет соблюдение однажды избранных божественных принципов и идеалов. Среди последних - свобода, уравновешенная личной ответственностью, верность нравственным ценностям и примеру божества-покровителя, активная жизненная позиция.

Духовный путь асатруа — это стремление к балансу между собственной и окружающей природой, под которой здесь понимается не только собственно живая и неживая природа, но и окружение человека вообще: люди, общественные нормы, условия жизни, деятельность и т. п. Баланс между внутренним миром и окружением человека означает реализацию своих желаний, устремлений и способностей на пути выполнения своего истинного долга. Обязательства, диктуемые долгом, могут быть не только взяты на себя добровольно, но и присущи человеку по факту своего рождения. Например, каждый мужчина по факту своего существования обязан оставить потомство — это долг перед родом, как, например, и долг защищать и умножать свою семью и собственность. Раскрыть свои способности, найти им полезное применение — долг перед человеческим обществом. Стать примером для потомков, оставив след в истории и судьбе мира вообще — долг, пожалуй, перед богами и Вселенной. В общем-то, можно поставить знак равенства между долгом и предназначением человека. Предназначение — то, для чего человек был рожден в этом мире. Исполнять свое предназначение — долг каждого из нас. Немногим дано знать свое предназначение, свою судьбу. Зато всем доступно ощущение«своего» дела, «своего» места, когда то, что ты должен делать, совпадает с тем, что ты хочешь. Это и есть тот самый баланс между собственной природой человека и его окружением.

Боги в Асатру (Троте) требуют от человека не соблюдения четко определенных норм, но осознанного и ответственного поведения с осознанием во всякий момент личной прижизненной ответственности за свои поступки. Таким образом, человеку предоставляется полная свобода решений и действий, но она не означает вседозволенности: напротив, боги ждут от человека взвешенных решений, обдуманных поступков, предвиденных последствий и готовности самостоятельно отвечать за них.

2.6. Судьба

В троте существует понятие «орлёг» (örlög) со значением “рок, судьба”, а также “первозаконы”.

С понятием судьбы также тесно связан образ норн – божественных существ женского пола, которые прядут “нити судьбы”, которые предопределяют судьбу и отмеряют доставшееся человеку наследие. Норны бывают разные по происхождению, от разных божественных родов (асов, альвов, двергов и т. п.). Норны могут быть “добрыми” и “злыми”, соответственно они дают людям “добрую” или “злую” судьбу.
В начале времён три норны - Урд, Верданди и Скульд - установили первозаконы, по которым существует мироздание и предопределили судьбы богов и существующего мира. В частности и то, что многим богам и миру надлежит погибнуть в Рагнарёк. Ни люди, ни боги не в силах изменить судьбу, определенную норнами - они вольны лишь выбирать, каким путем прийти к предначертанному.

 2.7. Удача

В отличие от судьбы, за которой стоит жесткий детерминизм, удача - величина непостоянная: человек с «доброй удачей» должен постоянно подтверждать свою репутацию удачливого поступками. Его удача распространяется на ближайшее окружение, он может ее «дарить» или передавать по наследству после своей смерти. Однако обнаружить свою удачу во всей ее полноте возможно при предельном физическом и моральном напряжении, а также в качестве особого знака благосклонности богов.

В Традиции существует множество терминов и понятий со значением «удача», каждое из которых привносит свои оттенки смысла, но самым распространенным и обобщающим является «хамингья» (hamingja), одновременно означая и личную удачу, и ее персонификацию, духа-хранителя.

Из-за «злых дел» (преступлений, предосудительных деяний) человек может утратить свою удачу, стать невезучим, что может означать его неприятие в обществе - «с кем поведешься, от того и наберешься».

Можно сказать, что удача - это способность добиваться поставленных целей, находясь в такой гармонии с миром, кода сам естественный ход вещей становится не препятствием, но подспорьем в достижении намеченного. Удачливость, наряду с мудростью, является одним из ценнейших качеств человека, работа над совершенствованием которого не прекращается никогда.