Основы вероучения Асатру. Эсхатология

Эсхатология

4.1. Рагнарёк

Слово Рагнарёк (Ragnarök – «исполнение судьбы богов») используется в эддических песнях для обозначения того дня, когда исполнится всё предначертанное. Это день, когда состоится великая и последняя битва между богами и противостоящими им силами. Знаками, говорящими о приближении этого дня, являются: общий упадок, вражда близких родичей, распущенность людей. В мифологии это время названо «век бурь и волков».

В последней битве большинство богов погибнет, а почти весь существующий мир будет сожжён в пламени Сурта – огненного Турса, пришедшего со своим войском из огненного мира. Однако одна человеческая пара сумеет пережить эти события. Возникнет новая земля, род людей продолжится, а потомки погибших богов станут править возрождённым миром. Таким образом, Рагнарёк - и конец света, и начало нового. Это глобальное отражение представления о цикличности бытия: всё существующее вечно живет в своих потомках.

4.2. Понятие «души» и посмертного существования

Душой человека наделили боги Один, Хёнир и Лодур. Каждый из них дал первым мужчине и женщине, Аску и Эмбле - по одной “составляющей” души: так, Один дал “дух” (“дыхание”), Хёнир - “разум”, Лодур - “живость” (“искусность”, “умение”). Таким образом, в понятии “души” сочетаются и ум, и чувства, и характер.

Вместилищем души является сердце - многозначное понятие, в котором объединяются собственно сердце, а также ум, мысль, мнение, интерес, дух, душа, мужество. Душа является носителем нематериальных атрибутов человека: судьбы, удачи, ума, знаний, поэтому все они сохраняются за душой после телесной смерти.

Асатру (Трот) предполагает множество вариантов посмертного существования человеческой души. Чаще всего мертвые отправляются в подземный мир - Хель, где пребывают вечно. При этом преступники и прочие недостойные люди попадают в ту часть Хель, где их ждет страдание и уныние. Наиболее достойным из умерших уготовано несколько вариантов небесных чертогов богов. Так, героически погибшие воины отправляются на пир к Одину в Валхаллу, чтобы выйти вместе с ним на битву в Рагнарёк. Иные же отправляются в жилища других богов, где пребывают в благоденствии. Вообще посмертная судьба человека практически не формализована в Троте (даже героическая смерть воина не гарантирует тому места в Валхалле, потому что половину павших забирает в свой чертог богиня Фрейя). Это означает, что верные заботятся не столько о своем посмертном существовании, сколько о земной жизни, логическим завершением которой может стать либо слава и уважение потомков, либо порицание или забвение.