Основы вероучения Асатру. Асатру в обществе и религиозная деятельность

Асатру в обществе и религиозная деятельность

6.1. Организации

Единой организации и единого лидера Асатру (Трота) не существует. В каждой стране, регионе, области, городе и т. п. могут существовать собственные централизованные и местные религиозные организации и группы, как официальные, так и неофициальные. Всё, что объединяет асатруа – общая вера в одних и тех же богов. Тем не менее, многие организации сотрудничают и взаимодействуют между собой, реализовывая различные проекты, направленные на распространение Трота и просветительскую деятельность.

Основой религиозного движения Асатру (Трота) в России является религиозная группа, объединяющая верующих по территориальному признаку (живущих в пределах одного населенного пункта, района или региона, в зависимости от численности группы), называемая “община” или “годорд”. Каждая община имеет право выстраивать собственную внутреннюю иерархию, но как правило она является объединением равноправных членов под руководством одного лидера. Важнейшие решения по деятельности общины выносятся путем голосования ее членов.

Асатру (Трот) допускает вероисповедание без членства в годорде, однако именно годорды являются местными центрами религиозной деятельности.

Не установлено никаких обязательных действий для того, чтобы стать асатруа, кроме личного решения. При этом внутренние правила общин могут предполагать разного рода обрядовые действия для своих новых членов: их назначение состоит не в принятии религиозных убеждений, а в присоединении к коллективу единоверцев. Не определено никаких условий для выхода из общины или числа единоверцев: для этого достаточно личного решения и его изъявления.

6.2. Священство

В Асатру (Троте) необязательно посредничество между верующим и богами: каждый может обращаться к ним самостоятельно. Семейные обряды совершает глава семейства или его супруга. Однако проведение общинных обрядов и прочих важных религиозных действий доверяют наиболее уважаемому члену общины, доверяя его знаниям и опыту. Такой человек может быть как мужского, так и женского пола, и носит звание соответственно «Годи» (goði) и «Гидья» (gyðja). Кроме исполнения функций жреца, Годи также руководит общиной и является ее представителем. Как правило, должность Годи является выборной: члены общины сами выбирают из своих рядов достойного этой должности.

6.3. Деятельность в обществе. Миссионерство

Основные виды деятельности общин и внеобщинных асатруа:

 

- Исследовательская в области мифологии, мистики и истории культур - традиционных носителей веры Асатру;

- Просветительская: обучение единомышленников вере, распространение достоверной информации о вероучении, разоблачение ложных теорий;

- Практическая: проведение религиозных мероприятий (обрядов), в том числе публичных;

- Творческая: создание произведений искусства, вдохновленных вероучением Асатру.

 

Асатруа не ведут миссионерской деятельности в смысле призывов к обращению в свою религию с целью умножения количества верующих, считая, что решение об обращении в Асатру (Трот) должно быть исключительно результатом свободного личного выбора. Основная общественная задача Асатру (Трота) как религиозного движения - объединение единоверцев для совместной деятельности.

 

6.4. Отношение к семье и браку

Асатру (Трот) не вмешивается во внутрисемейные отношения и личную жизнь своих последователей, но считает необходимой основой общества и залогом его будущего крепкую традиционную семью как союз мужчины и женщины, воспитывающих детей. Дети - дар богов, их в семье должно быть столько, скольким их родители способны обеспечить достойное воспитание и содержание. Асатру (Трот) приветствует равноправие полов, при этом полагая образы мужественного мужчины и женственной женщины как идеальную основу для здоровой семьи и здорового общества. Отношения в семье с точки зрения Асатру (Трота) должны строиться на основе любви и взаимоуважения.

Асатру (Трот) допускает гражданский брак, т.е. заключенный без юридического оформления отношений, на основе религиозного обряда или без такового, однако, исходя из принципа ответственности, призывает верующих к оформлению отношений заключением как религиозного брака, так и юридического.

Асатру (Трот) относится к сексу как к неотъемлемой части жизни совершеннолетнего человека и не видит в сексуальности ничего постыдного, если ее проявление не выходит за рамки общепринятых моральных норм и закона. Половые отношения до брака с точки зрения Асатру (Трота) возможны при должном чувстве ответственности парнеров за здоровье друг друга и возможные последствия.

 

6.5. Отношение к образованию и науке

В Асатру мудрость и жизненный опыт считаются важными и ценными составляющими человеческого бытия. Поэтому Асатру (Трот) приветствует научный прогресс и интеллектуальное развитие своих последователей. При этом мифология воспринимается ими как один из возможных языков описания мира, наряду с научным языком, которому в целом не противоречит.

 

6.6. Отношение к здоровью

Физическое здоровье является непременным атрибутом полноценной жизни. Поэтому Асатру поддерживает здоровый образ жизни и выступает за развитие медицины. При этом люди с физическими недостатками являются полноценными членами общества, но не только в смысле отношения к ним здоровых людей, но и в том смысле, что каждый независимо от состояния здоровья может и должен приносить посильную пользу обществу, дабы не быть обузой.

Асатру не запрещает вредные привычки и прочие излишества, но полагает их предметом ответственности каждого асатруа перед собственным здоровьем, в том смысле, что не следует ждать помощи от государства и общества в устранении последствий того вреда, который нанес себе сам.

 

6.7. Отношение к политике

Асатру (Трот) не поддерживает какие-либо политические движения, не пропагандирует каких-либо политических взглядов, не ведет политической деятельности. Асатруа осуждают попытки смешения их религии с какой бы то ни было политической идеологией и не связывают политические убеждения единоверцев с их религиозными убеждениями.

 

6.8. Отношение к другим религиям

Асатру является самодостаточным религиозным течением, свободным от влияния иных религиозных направлений. Свои отношения с другими религиозными конфессиями Асатру (Трот) стремится строить на основе мирного диалога и взаимоуважения, не декларируя себя единственно истинной религией.

 

6.9. Отношение к гражданским правам и обязанностям своих последователей и священнослужителей

Отношение к гражданским правам и обязанностям в Асатру (Троте) совпадает с трактовками, изложенными в нормах международного права (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.).

Асатру (Трот) никак не ограничивает гражданские права и обязанности своих последователей и священнослужителей, призывает к исполнению верующими своих гражданских обязанностей вне зависимости от политических пристрастий, осуждает любую противозаконную деятельность и призывает своих последователей воздерживаться от нее.

 

6.10. Как стать асатруа?

Чтобы стать асатруа, не нужно никаких специальных действий. Религиозные убеждения формируются в силу ряда факторов, зависящих и от судьбы человека, и от его личных действий и решений, и от богов, формирующих внешние обстоятельства. В результате убеждения либо есть, либо их нет. Человек становится приверженцем Асатру (Трота) только на основании собственного решения. Вероисповедание Асатру не зависит от причастности к коллективу единоверцев - оно может быть и абсолютно индивидуальным. Но если верный принимает решение примкнуть к какой-либо организации (общине), процесс его вступления может сопровождаться комплексом обрядовых действий, содержание и саму необходимость которых каждая община определяет самостоятельно и индивидуально для каждого вступающего.

 

УТВЕРЖДЕНО

Советом Законоговорителей Содружества Асатру

 

«01» октября 2013 г.