Хольда

Первоначально издано в Idunna 30, 1997

Хольда

Диана Л. Паксон

Зимой приходиться защищаться от холода, поэтому мы вспоминаем о божествах, которых

наши предки чтили в этом сезоне. Наиболее важной из них является Мать Хольда, которая проезжает по зимним небесам в своей повозке, наблюдает за пряхами, и встряхивает свои перины, чтобы  падал снег. Прежде всего, мы знаем о ней от Джекоба Гримма, который собрал обширный фольклорный материал по Тевтонской  Мифологии  по всей Германии и интерпретировал его в свете древней скандинавской литературы. Он предполагает, что Хольда, Холле, Холла и Хульд - это всё имена одного и того же персонажа, богини, которая может быть ведёт своё родство от светлой Перты (Perchta), и он предполагает, что это древняя Готическая "Hultha", корень которой означает сгибаться или кланяться.

Но как бы мы не называли её, она - богиня многих аспектов. Летом она может появиться как сияющая госпожа, купающаяся в озере, но именно зимой она становится сама собой. Её наиболее известное проявление мы находим в сказке, где она показывает своё светлое и тёмное лица. Хорошей дочери, исколовшей пальцы своим трудолюбивым прядением, она помогает во всём и помогает решать её проблемы быстро и хорошо. Она появляется как доброжелательная бабушка (даже притом, что её зубы являются довольно большими). Но ленивая сестра сталкивается с ужасной ведьмой в её лице.

В образе ведьмы она также ведет свою повозку через бурные небеса. В Средневековье она стала идентифицироваться с Herodias и Habondia, и время превратило её  в участницу Дикой Охоты, в которой она ведёт души младенцев,  умерших некрещёными, а также ведьм, и язычников. Новорожденные младенцы, как говорили, были вытянуты из водоёма "дамы Холл. " "Ехать с Холл - " означало прогуляться с ведьмой. Средневековый голландский термин  Млечного пути – Vroneldenstraet – это путь фрау Хульд.

Если желаете установить родство Хульды или Хуллы норвежского фольклора, то она может быть Вёльвой, которая была матерью полубогинь Торгердр (Thorgerdhr) и Ирпы (Irpa) от Одина, или лесной дамой (woodwife), которая часто посещает высокие пастбища как молодая женщина, одетая в голубое с белым покрывалом, или старухой в сером, хозяйкой горных духов, называемых народом Хульды (huldrefolk), людей, живущих под холмом. По немецкой легенде Венусберг (Venusberg) назывался  прежде Хоселберг (Hoselberg), где Хольда проживала в подземном царстве. Когда она выехала, ее процессия их духов была провозглашена героем Экхартом.

Однако в фольклоре Германии Хольда наиболее часто встречается как покровительница прях (женщин, которые прядут!). Нам трудно понять какую важную роль прядение играло в жизни женщин перед Индустриальной Революцией. Прядение достаточного количества пряжи для обеспечения одеждой целого семейства занимало очень долгое время. Девочки учились прясть, как только начинали ходить, женщины проводили большую часть своего времени за прялкой. Хольда могла бы вознаградить трудолюбивую пряху, закончив за неё работу ночью. Ленивая женщина наказывалась сжиганием её веретена или порчей льна. Хольда всегда ассоциировалась со льном, а не с шерстью. Кого-то может удивить тот факт, что лён должен быть вымочен прежде, чем его можно будет прясть, и это также имеет прямую связь с Хольдой, с ассоциацией её с озерами и весной.

Хотя в Скандинавии она может носить другие цвета, немецкий фольклор представляет Хольду в одеянии столь же белом как её снежинки. Я вижу её пожилой женщиной, бабушкой ("Бабушка" используется как титул, даваемый взрослыми женщинами своим собственным матерям) с серебряными волосами, но все еще энергичной и сильной. Я всегда приписывала ей бузину (sambucus nigra), называемую holantar в Старой Горной Германии и cneowholen у англосаксов. Я не знаю, имеют ли два последних названия родственные этимологические корни, но бузина (elder) связана с персонажами, которые  играют те же самые роли, что и Хольда в сказках. Бузина считалась священной и не могла быть срубленной без жертвоприношения, или сожженной из страха  накликать на себя несчастья.

Священный сезон Хольды - это время между Рождеством и Новым годом. Прежде, я считаю, это были двенадцать дней после Солнцестояния. Все прядение  должно быть закончено к началу Рождества, а прялка и веретено должны быть убраны. В некоторых северных районах в это время не производилось никакого вида деятельности, связанной с вращением колеса. Можно это взять за директиву, чтобы заканчивать всю уборку к  празднику до Рождества, таким образом делать сезон священным (хотя, по моему опыту, между Рождественским обедом и Рождественской уборкой, женщины настолько заняты домашним хозяйством, что едва ли у них остаётся время на отдых!).

Легенды о Перте определяют ночь перед Двенадцатым Днём как ее самое священное время. Это время, когда богиня посещает прядильные комнаты и проверяет весь ли лён  спряли, и если ей что-то не понравится, она может вручить в руки женщин пустые катушки для наматывания. Она также наказывает тех, кто не съел её священную пищу, обычно это клёцки или некоторая форма каши, сделанной из овса и рыбы типа сельди.

Почитание Хольды

Сегодня нам не надо прясть лён, чтобы содержать наши семейства одетыми, но есть много других видов работы, которая должна быть сделана. Дева в сказке помогает со всеми видами работы по дому, и именно её готовность сделать это быстро и хорошо обеспечивает ей награду. Особенно в Рождественские дни сделать всё необходимое по дому бывает довольно трудно, но это, кажется, именно то, что требует богиня. Опасность и хаос Дикой Охоты отражают напряжение, которое мы получаем, если дела перед праздником выходят из-под контроля (всё валится из рук).

Мне кажется, что обычаи, связанные с Хольдой, имеют отношение к ритуалам подготовки к Новому Году. Для прощания со старым годом требуется закончить все дела, которые был намечены в этом году и, возможно, постоянно откладывались «в долгий ящик». Оставьте Новый Год для отдыха и празднования и включите засоленную сельдь и овсяные лепешки в меню. Из других пищевых продуктов можно включить чай из ягод бузины и pfeffernusse, те имбирные немецкие пироги, покрытые сахарной пудрой, которые напоминает только что выпавший снег.

Хорошей уборки и хорошего Рождества!

Святая Хольда, в небесах
Ты снежную трясёшь перину.
Благослови же землю своим белым одеялом,
Укрой всё своей мантией.

Хольда, Ты с высоты небес к нам прибываешь,
Твоя повозка летит сквозь зимнюю непогоду;
Отверни от нас своё ужасное лицо,
Благослови нас, поскольку мы ожидаем Твой приход все вместе.

Святая Хольда, здесь мы собрались,
Пошли нам навык в прядении,
И духов (huldrefolk) в помощь в работе по дому,
Богатство, здоровье, Твою помощь и поддержку!

 

Авторское право © 1997, Диана Л. Паксон. Все права зарезервированы.