"День Эйнхериев" - о необоснованности американских праздников для русскозяычных асатруа

Тема праздников Асатру неоднократно поднималась и исследовалась современными деятелями. Несмотря на общедоступность публикаций на эту тему, очень часто приверженцы Северной традиции и интересующиеся ею пользуются сомнительной информацией, слепо копируемой с одного интернет-ресурса на другой, к сожалению не утруждая себя ее проверкой. Сегодня, 11 ноября, как и каждый год и с каждым годом всё более массово интернет-ресурсы (сообщества в соцсетях, блоги, сайты), так или иначе посвященные германо-скандинавской религии, радостно заявляют о наступлении очередного «традиционного» праздника – Дня Эйнхериев.

Этот «праздник» входит в список других календарных дат, тиражируемый в Интернете: среди них как праздники годового цикла, так и несколько других, преподносимых как принадлежащие древней германо-скандинавской культуре – День Эйнхериев, День Рун, Пир Вали, а также дни «языческих святых», как-то Рауда Сильного, Рагнара Лодброка и т.п. Установить автора этого списка уже не представляется возможным, зато хорошо известно его происхождение: список составлен приверженцами Асатру из США, и сегодня многие американские асатруа придерживаются его, отмечая каждый праздник. Примеру американцев следуют и некоторые европейские асатруа, ему же последовали и некоторые наши русскоговорящие единоверцы, без разбора благоговея перед «западным» опытом.
Американское происхождение «Дня Эйнхериев» является важнейшим обстоятельством в вопросе этого и других праздников вышеупомянутого списка, не входящих в число дат годового цикла. Оно объясняет как причину возникновения этого «праздника», так и нелепость разговоров о нем как праздника Асатру, как минимум вне пределов США: 11 ноября является государственным праздником США под названием «Veterans day» - День Ветеранов.


11 ноября 1918 года подписанием Компьенского перемирия завершилась Первая мировая война. С 1919 года ряд американских штатов отмечал годовщину прекращения огня. В 1926 году Конгресс США принял резолюцию, призывавшую все американские штаты отмечать эту дату как дань уважения ветеранам Первой мировой войны. 1 июня 1954 года праздник был переименован в День ветеранов, и с этого момента посвящался ветеранам всех войн Америки.

Источников в германо-скандинавской мифологии, истории и фольклоре, указывающих на существование такого праздника в дохристианскую эпоху, не существует. Аналогично, не существует источников и на другие праздники американского происхождения, как например «Пир Вали» (на самом деле русское название этого праздника является ошибкой перевода американского названия Vali's Feast, где feast – не пир, а собственно праздник): день Святого Валентина, широко отмечающийся в США, адаптирован под языческое мировоззрение (однако только в названии (Вали-Валентин), но не в связи с мифологией, точнее предлагаемая американцами связь очень сомнительна).

Причины возникновения «Дня Эйнхериев» в США, таким образом, очевидны: традиция празднования светского «Дня Ветеранов» настолько сильна в США, что американские асатруа посчитали необходимым найти ей место в собственном мировоззрении (или оправдание её существования в кругу единоверцев), превратив широко отмечаемый светский государственный праздник в религиозный. То же самое произошло и с «Vali's Feast», и с другими датами, рассмотрение которых не входит в задачи данной статьи. Как и в случаях с другими «праздниками», идеологическое соответствие «Дня Эйнхериев» и «Дня Ветеранов» выглядит притянутым за уши, как минимум в силу того, что эйнхериями скандинавская мифология называет лучших из павших воинов, избранных для присутствия на пиру Одина и участия в Рагнарёке. День Ветеранов же характеризуется чествованием всех американцев-участников боевых действий, в том числе живых. Впрочем, оставим право решать степень обоснованности светского праздника с религиозной точки зрения американцам, и поговорим о нас с вами – русскоязычных асатруа.

Сегодня часто приходится слышать разговоры о пагубности ограничения живой традиции историческими рамками и необходимости ее развития – авторы подобных заявлений разумеется правы, но не стоит забывать и о рамках обоснованности нововведений, их приемлемости для конкретного региона или группы верных, вообще разумности и целесообразности. Вопрос приемлемой степени интеграции традиционного мировоззрения в привычную светскую жизнь, пожалуй, подлежит обсуждению. В конце концов, многие из нас отмечают государственные праздники. Автор статьи не видит ничего предосудительного в частичном религиозном переосмыслении светского праздника, как-то например вспомнить Фрейю в международный женский день или посвятить рог павшим во Второй Мировой войне 9 мая, но и не видит в этом повода причислять эти и другие светские праздники к религиозным и искать им обоснование в мифологии или истории Асатру. Помянуть эйнхериев также не представляется возбранным - в общем-то в любой день года. Но вот наличие поводов у жителя России и ближнего зарубежья отмечать как День Эйнхериев День Ветеранов США 11 ноября - крайне сомнительно.

Сигвальд, 2013

Статья "Праздники Асатру"