Праздники Асатру - предисловие (Сигвальд Годи)

Внутренний круг мировоззрения человека, каким бы оно ни было, выражается в его отношении к окружающей действительности. Внешний круг – проявление внутреннего, и он выражается в поведении человека относительно тех или иных событий в его жизни. Приверженцы Асатру стремятся к гармонии с окружающим миром, они не отделяют себя от природы, а потому стараются жить в едином ритме с ней.
Издревле человек жил в среде цикличных изменений окружающего мира, год от года наблюдая смену лета и зимы, рождения, смерти и возрождения природы. День сменяет закат, за ним ночь, рассвет и новый день. За зимой приходит весна, за ней – лето, осень и снова холодная зима. Человек, как и все живое, рождается, растет, приносит плоды, стареет и умирает, подчиняясь единому ритму. В этом ритме живет вся Вселенная, которая, как мы знаем из мифологии, однажды зародилась, развивалась и когда-нибудь погибнет, чтобы возродиться вновь.


Мы называем это Колесом Жизни, или Колесом Мирового Порядка. Оно непрерывно вращается, рождая смену дня и ночи, времен года, жизни, смерти и новой жизни. Наиболее очевидным проявлением этого Колеса наши древние предки, чья жизнь напрямую зависела от земледелия, нашли годовой цикл. Спящая зимой земля пробуждается весной, затем она готова к посевам, потом цветет и приносит плоды, после чего увядает и снова засыпает на зиму.
Это – отражение Мирового Порядка. Проявление единения с ним, независимо от рода деятельности, является, пожалуй, основным выражением причастности к древней Традиции.


Годовой цикл природы, человека, да и всей Вселенной непрерывен. Однако внутри этого цикла существуют переходы из одного состояния в другое, характеризуемые ключевыми точками. Они делят год (или день, или человеческую жизнь, или жизнь Вселенной – да что угодно, все, что подчиняется времени) на восемь равных частей. Каждая из этих точек являет собой этап вечного противодействия сил Зимы и Лета, Смерти и Жизни. Поэтому каждый из этих моментов имеет две стороны, и точка начала или конца – лишь вопрос позиции наблюдателя. Вот эти точки:


Рождение
Рост
Взросление
Расцвет
Зрелость
Плоды
Старение
Смерть


Это – моменты годового цикла, которые приверженцы Асатру выделяют в качестве особо сильных, переходных моментов, отмечаемых как праздники. Праздник – это особый день, который выделяется из будней особыми действиями, носящими обрядовый характер. В праздничном обряде символическим образом отражается происходящее в природе, так, чтобы каждый его участник прочувствовал момент и ощутил единение с природным процессом. Иными словами, задача праздничного обряда – достижение единения с ритмом Колеса Жизни.
Основа годового цикла – Солнце, богиня Соль (Сунна), без которой не было бы жизни. Высшая точка Жизни – момент Летнего Солнцестояния, самого длинного Дня. В Асатру это зовется праздником Середины Лета (Мидсуммар). Это и расцвет бога Бальдра, и его убийство (ведь за высшей точкой следует спад). Ей противостоит Зимнее Солнцестояние (Йоль): смерть старого года и зарождение нового. Между ними находятся моменты, когда Смерть и Жизнь в равной силе бьются, передавая права друг другу: соответственно Весеннее (Остара) и Осеннее (Урожай) Равноденствия.
Другие четыре переходные точки образуют праздники Лунного цикла (поскольку привязываются, как правило, к ближайшей полной фазе Луны). Дисаблот приходится на начало февраля, Вальбург и Майский День – на начало мая, Фрейфакси – на начало августа и Зимняя Ночь – на начало ноября.
Символика и обрядовое содержание каждого из праздников будут рассмотрены отдельно.

P.S.
Поскольку на данный момент не существует литературы, посвященной русскоязычному Асатру, многие пользуются материалами зарубежных, в том числе американских, единомышленников. Проблема заключается в том, что наши заокеанские коллеги склонны адаптировать светские американские праздники к традиции Асатру. Например, день ветеранов США они называют Днем Эйнхериев, день Святого Валентина – Праздником Вали и т.д., при этом не имея на то никаких традиционных оснований. Кроме этого, ими был учрежден культ «святых Асатру» типа Рауда Сильного, Рагнара Лодброка и т.п., чьи ключевые даты отмечаются ими как праздники. Эти «праздники» не имеют отношения к сакральному циклу и Асатру вообще.