Ньерд
Хадекен

Ньерд - один из самых популярных и заслуженно любимых скандинавских богов. Происходит из ванов, богов плодородия.

Его имя (Njörðr) происходит, как и имя древнегерманской богини Нерты, от прото-германского *Nerþuz («сила, мощь(?)»).

Ньёрд - бог моря, морских путешествий, управитель ветров, усмиритель воды и огня, покровитель рыбного промысла. «Столько у него богатств, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом» (МЭ). В «Саге об Инглингах» он так и назван - Ньёрд Богатый (Njörd hinn auðga).

Дети Ньёрда (от родной сестры, имя которой не сохранилось) - Фрейр и Фрейя, которые вместе с отцом, были отданы ванами в качестве заложников в обмен на Хёнира и Мимира.

Жилище Ньёрда зовется Ноатун (Nóatún, «город кораблей, корабельный двор (?)»).

Жена Ньёрда - Скади (Skaði), дочь великана Тьяцци. Отправившись к асам мстить за смерть отца, согласилась на мировую, первым условием которого был выбор мужа из асов, однако выбирать ей пришлось видя только ноги кандидатов. Самые красивые ноги оказались у Ньёрда, хотя Скади рассчитывала, что они принадлежат Бальдру.

Совместная жизнь Ньёрда и Скади с самого начала не то чтобы заладилась: Скади пришелся не по нраву Ноатун…

Спать не дают мне
птичьи крики
на ложе моря,
всякое утро
будит меня
морская чайка.

…а Ньерд не оценил жилище супруги Трюмхейм…

Не любы мне горы,
хоть я и был там
девять лишь дней.
Я не сменяю
клик лебединый
на вой волков.

…поэтому они порешили жить по девять дней то тут, то там.

Ньёрд - один из богов-судей на пиру у Эгира и один из тех, кто выживет в Рагнарёк; о последнем поведал Одину йотун Вафтруднир.

В «Речах Гримнира» Один называет Ньёрда «повелителем людей, не имеющим пороков» (manna þengill / inn meins vani), также говорит о том, что тот «владеет святилищем».
Случаи упоминания Ньёрда и капищ не единичны:
- в «Речах Вафтруднира» Один говорит, что Ньёрду «посвящают хофы и хёрги, хоть сам он не ас»;
- Эгиль Скаллагримссон, проклиная Эйрика «Кровавая Секира» Харальдссона, взывает к Фрейру и Ньерду покарать конунга как «разрушителя храмов» (vé grandar);
- в «Книге о занятии земель» приводится текст «законной клятвы» на кольце, где, помимо прочего, упоминается и Ньёрд: «Hjálpi mér svá Freyr ok Njörðr ok inn almáttki Áss» (Да помогут мне Фрейр и Ньёрд и всемогущий Ас»);
- в «Саге об Инглингах» говорится: «Один сделал Ньёрда и Фрейра жрецами, и они были диями у Асов».

Снорри приводит кеннинги Ньёрда: «Его называют «богом ванов», либо «родичем ванов», либо «ваном», а еще «отцом Фрейра и Фрейи» и «одаривающим богом».

Согласно Эдде Сэмунда Мудрого, Ньёрд является управителем осеннего месяца (haustmánuðr), последнего предзимнего, которому соответствует хейти Одина Свидрир (Sviðrir, Спокойный).